Биоинженер, промдизайнер, конструктор, медфизик: эксперты рассказывают, с чего начать путь в их профессию

В апреле 2019 года в ВДЦ «Орленок» компания SAP запустила проектную олимпиаду «Цифровая Россия», в рамках которой подростки 11-16 лет обучаются и создают проекты по теме «Цифровые технологии и цифровая экономика». По итогам каждой смены выбирается лучший проект, а победители финального отбора в конце 2019 года получат еще одну путевку в лагерь и поездку в центральный офис SAP в России.

Rusbase спросил участников программы, кем они хотят стать и почему нужно изучать технологии. А затем попросил экспертов прокомментировать, какие навыки и знания для этого нужны и как попасть на стажировку в крупную компанию.

Проект S-Farm


Мария Ступишина, Рязань, участница проекта умной фермы S-Farm:

«Моя мечта — поступить в МФТИ или МГТУ им. Баумана, чтобы стать промышленным дизайнером или архитектором».

Как стать промышленным дизайнером? Рассказывает Святослав Саакян, основатель Школы промышленного дизайна Святослава Саакяна:

Если вы хотите стать промышленным дизайнером, главное качество, которое вам нужно развивать, — это любознательность, которая поможет подмечать в окружающих предметах то, что можно улучшить. А каким образом улучшить – это уже вопрос образования. Но главное – уметь видеть в быту и социуме моменты, которые бы хотелось сделать лучше.

Еще важно ваше внутреннее желание творить. Кто-то любит рисовать, кто-то – макетировать. 

Если говорить об образовании, есть много курсов, школ, занятия при вузах. Можно прийти в мою детскую школу промышленного дизайна, а можно найти частного педагога. Кроме того, есть разные дизайнерские сайты, где люди выкладывают свои работы. Например, cardesign.ru: туда заходят не только новички, но и дизайнеры, которые работают в ведущих компаниях и могут дать ценный совет.

Больше всего в работе промышленного дизайнера мне нравятся процессы: рисования, придумывания, макетирования. Самый кайф – видеть, как та вещь, которую ты придумал и нарисовал, продается и приносит пользу.

Нюансов в этой работе много. Практикующий дизайнер часто работает «в стол» и делает гораздо больше работы, чем получается на выходе. Поэтому будьте готовы к большому количеству «переделок».

Даже если дизайнер считает, что сделал работу хорошо, все можно протестировать на этапе прототипа и получить обратную связь. Если она будет негативной, приходится переделывать. Кроме того, иногда объект нужно улучшить. Это тоже специфическая задача. Вам нужно быть готовым взаимодействовать с коллегами, конструкторами, технологами, менеджментом, заказчиком, производством.

Если ты студент, то попасть на стажировку в дизайн-студию или на производство тоже вполне реально. Главное – портфолио: CV (резюме) и набор проектов.

Портфолио должно быть интересным:

  1. Раскрывать ваши плюсы, идеи, умения;
  2. В нем должны быть небанальные темы, а еще — релевантные. Если вы подаете портфолио на стажировку, например, на мебельную фабрику, то один из ваших проектов должен быть обязательно про мебель;
  3. Актуальность и тренды. Старайтесь делать актуальные проекты, которые будут интересны потенциальному работодателю. То есть, если вы автомобильный дизайнер, не стоит снабжать портфолио сплошными суперкарами. Это мало кому интересно, так как мало кто выпускает суперкары. Есть тренды – старайтесь работать над темами, которые тревожат мировое сообщество.

Портфолио нужно активно отправлять в те студии, где хотите пройти стажировку. Советую не только в российские, но и западные студии, чтобы была возможность практиковаться в языке и смотреть на другой опыт.

Не рассчитывайте, что вас примут сразу. Даже если вы подходите, вам могут отказать: так проверяют мотивацию.

Если после отказа вы сложите лапки, значит, мотивация была не очень. Как правило, в западных и российских студиях дают обратную связь по портфолио и не говорят просто «нет», а присылают свои замечания. Старайтесь доработать эти моменты и присылайте портфолио еще раз. Так компания увидит, что вы заинтересованы и готовы работать, что очень ценно для работодателя. 

Святослав Юринов, 15 лет, Астрахань, участник проекта умной фермы S-Farm:

«Сейчас я учусь на первом курсе колледжа — буду педагогом. В будущем хочу стать педагогом-кинологом большого масштаба». 

Даниил Носов, Сыктывкар, участник проекта умной фермы S-Farm:

«Хочу стать биологом-генетиком, поэтому приоритетный вуз для меня — это МГУ, где есть факультет биоинженерии и информатики».

Как стать биологом-генетиком? Рассказывает Александр Панчин, научный журналист, биолог, писатель, кандидат биологических наук:

Если вы хотите стать биологом-генетиком, то вам необходимы знания биологии, математики, химии и английского языка. Без английского в науке никак – нужно уметь читать и писать статьи. 

Я советую поступать в университет c сильным преподаванием молекулярной биологии. В МГУ это может быть факультет биоинженерии и биоинформатики или биологический факультет, кафедра молекулярной биологии. Наверное, есть и другие места, где этому учат, но я не вел статистики.

После поступления желательно выбрать лабораторию, у сотрудников которой есть публикации в международных научных журналах. И попроситься к ним на курсовую.

Кайф этой профессии в том, что наука стимулирует интеллект и дает пищу для любознательных. Вам нужно быть готовым к тому, что вы будете не только заниматься исследованиями, но и подаваться на гранты, что не так уж весело. Возможно, не все ваши проекты получатся: какие-то придется переделывать, а какие-то будут вести в тупик. Но всегда можно придумать что-то новое.

Когда я учился на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ, у нас были очень сильная биология и математика. Каждый год мы писали курсовые, причем нас поощряли менять лаборатории, чтобы студенты могли попробовать разное. Я изначально думал, что буду ставить эксперименты по генной инженерии, но благодаря ротации успел поработать в пяти лабораториях и осознал, что мне интересней математическая биология – биоинформатика. Да, учиться было тяжело, но это не должно удерживать вас от воплощения своей мечты.  

Проект «Умная антарктическая электростанция»

Элина Волкова, Железногорск, участница проекта «Умная антарктическая электростанция»:

«Современная цивилизация — это поколение новых технологий. Люди используют гаджеты, телефоны, а машины помогают нам получать новые знания. То, что не может сегодня сделать человек, способен исполнить робот. Это здорово, потому что, с одной стороны, мы развиваемся, а с другой стороны — теряется общение и отношения между людьми».

Никита Феданов, Губкин, участник проекта «Умная антарктическая электростанция»:

«Есть поговорка, что в будущем останутся только айтишники и отдел кадров, потому что все будут делать роботы. С появлением роботов нам нужно будет искать новые места работы».

Владислав Фахретдинов, Салават, участник проекта «Умная антарктическая электростанция»: 

«Роботы могут делать то, что никак не может человек. Например, на поверхности Марса с 2003 по 2019 годы был робот, который изучал космос — человек пока столько не может находиться на другой планете. Это новый шаг для науки. Технологии позволяют изучать и открывать новое. Мне интересны смарт-технологии: умный дом, роботы, например те, которые смогут за меня помыть полы или сделать уроки».

Кем стать, если мне нравится робототехника? Рассказывает Павел Кривозубов, руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» Фонда Сколково:

Роботы – сложные устройства: они состоят из огромного количества печатных плат, электроники и не только. Поэтому для работы с ними нужны разные компетенции.

Три востребованные специальности в этой сфере – это схемотехник, конструктор и инженер-механик/инженер-интегратор. Схемотехник проектирует и заставляет робота действовать по заданному алгоритму. Конструктор делает промышленный дизайн и увязывает воедино все составные части робота. 

Робот – это механика, поэтому в этой сфере востребованы квалифицированные инженеры. Инженер-интегратор, например, вводит роботов в производство, допиливает функционал и заставляет их работать. 

Что нужно сделать, если вы выбрали для себя робототехнику? Есть много мероприятий, например, в Сколково каждый год проводится крупнейшая конференция по робототехнике Skolkovo Robotics, где мы собираем ведущих экспертов области. Вы можете посмотреть список спикеров, как правило, там есть контакты, и написать кому-то в соцсетях. Или выбрать из списка компаний ту, что интересна вам.

Есть также много хакатонов по роботетхнике и стажировок, которые просто найти в интернете. Еще вы можете написать нам: мы попробуем подобрать вам стажировку – квалифицированные специалисты нужны везде.

Помимо этого нужно увлечение, которое будет тебя двигать вперед. Увлечение – 90% успеха. Когда ты отдаешься своему любимому делу с душой, у тебя гарантировано все получится.

Что важно для специалиста в робототехнике? Инженерное мышление, техническая подготовка и любовь к программированию. Если говорить об образовании, то робототехника – составная наука, поэтому любой техвуз отчасти дает компетенции, которые пригодятся. Могу выделить кафедру робототехники в МГТУ им. Баумана. В Сколтехе есть лаборатория, которая выпускает сильных специалистов.

Проект «Умный спорткомплекс»

Мария Иванова, Москва, участница проекта «Умный спорткомплекс»:

«Технологии — ведущая ступень в развитии цивилизации сегодня. Я сама мечтаю поступить на инженера в космической сфере. Многие мои сверстники хотят стать программистами».

Как стать инженером в космической области? Рассказывает Карина Меньшикова, инженер-конструктор НИИ Стартовых комплексов:

Инженеры-конструкторы в космической области занимаются разработкой новых и модернизацией выпущенных изделий. Часто при разработке нового проекта необходимо определить, будет ли он показывать заявленные характеристики: для таких целей есть люди, которые занимаются расчетами и математическим моделированием процессов.

Также есть инженеры, которые занимаются эксплуатацией уже готовой техники, и специалисты, координирующие работу на всех этапах жизненного цикла техники – от эскиза до эксплуатации. 

Если вы хотите работать в этой сфере, то вам нужно хорошо знать физику (динамика жидкости и газа, электротехника, механика), химию, математику (алгебра, геометрия). Черчение и начертательная геометрия тоже необходимы, инженер должен обладать пространственным воображением. Информатика пригодится тем, кто будет работать с системами управления.

Эти же предметы повторятся на первых курсах, уделите им внимание, так все специализированные дисциплины, которые будут на старших курсах, основаны на них.

Из soft skills пригодятся скрупулезность, коммуникабельность, проактивность.

Чтобы не промахнуться с выбором университета, можно зайти на сайт Роскосмоса и посмотреть, какие заведения готовят специалистов, а на сайте вузов можно найти профильные предприятия. Профильные кафедры, которые готовят специалистов в космической отрасли, есть в МАИ, МАДИ, МГТУ им. Баумана.

Главное – сформулировать для себя, что тебя привлекает в этой отрасли, чем хочется заниматься и в чем ты силен. Я рекомендую найти специалиста в космической отрасли и пообщаться: сейчас отрасль очень помолодела, ребята открыты к диалогу. 
Кайф профессии – в ее сложности, многогранности и масштабности. Многие вспоминают свой первый пуск ракеты… Это никого не может оставить равнодушным!

Маргарита Яганова, Санкт-Петербург, участница проекта «Умный спорткомплекс»

«Технологии – это круто и модно, а еще они делают жизнь комфортной. Каждый хочет изучать технологические фишки и знать, как ими пользоваться. Я хочу поступить в ИТМО на программиста и думаю о стажировках, так как чем больше у тебя опыта, тем ты более востребован в профессии».

Как найти стажировку и выбрать вуз? Рассказывает Анастасия Гисина, студентка Иннополиса:

Я поступила в Иннополис как призер олимпиады НТИ по профилю AR. Если вам нравится программирование, обратите внимание на Олимпиаду НТИ: некоторые ее этапы проходят в формате хакатона. Еще у НТИ есть свои мероприятия, которые подходят новичкам в IT и помогают определиться с направлением. 

Если ты хочешь развиваться в IT, я бы посоветовала обучающий курс по Stepic и хакатоны. Хакатоны хороши тем, что помогают понять, что тебе нравится больше всего, и получить нетворкинг и опыт для портфолио. А еще «Тинькофф» проводит финтех-школы, у них есть курс для школьников Tinkoff Generation: это дает возможность один день поработать в компании.

Есть разные зимние и летние школы. Например, у «Иннополиса», «Сириус». У «Яндекса» есть хороший двухгодичный курс для студентов в «Школе анализа данных», после которого можно попасть к ним на стажировку, и курс для школьников «Яндекс Лицей».

Вообще найти стажировку, если ты школьник или студент, сложно. Я нашла место по объявлению в телеграм-чате и сейчас работаю unity-разработчиком в стартапе.

Как попасть на работу в крупную компанию? Рассказывает Андрей Филатов, генеральный директор SAP в России:

Сегодня IT-специалистов очень не хватает. Самая большая проблема для нашей страны – нехватка разработчиков. Если говорить о самых прогрессивных и перспективных областях, я бы назвал нейротехнологии и AI.

 Главное, что хочу посоветовать: не нужно зацикливаться на чем-то одном, сейчас в цене специалисты с гибридным набором знаний из разных сфер. Неплохо еще прокачивать и soft skills: системность мышления, мультизадачность, креативность и эмоциональный интеллект, гибкость ума. Очень важно развивать коммуникационные навыки.

Второй путь – стать специалистом в одной конкретной теме. Несмотря на появление AI в разных областях, везде будут цениться люди, хорошо знающие отдельно взятую тему.

Думаю, что активно будут развиваться цифровые технологии в медицине, поэтому, если учить не только фундаментальную математику, но и, например, биохимию, можно придумать, как спасти мир от какой-то неизлечимой болезни с помощью ИТ.

Одна из самых высокооплачиваемых в США профессий – Data Scientist. Мы в SAP запустили специальную программу по этому направлению для студентов, чтобы они сначала учились, а потом работали у наших партнеров и занимались реальными проектами.

В центре исследований и разработки SAP Labs трудится около 300 программистов. Они разрабатывают глобальные продукты SAP и локализуют их для местных рынков, а еще поддерживают клиентов и партнеров в России. Попасть к нам реально: мы сотрудничаем с ведущими вузами, создаем вместе с ними инновационные центры и лаборатории, где студенты пробуют свои силы, решая реальные бизнес-задачи. После этого можно попасть на работу либо в SAP, либо к кому-то из наших партнеров.

Стажировки у нас тоже есть: мы проводим внутри небольшой опрос, кому и где нужна помощь, а потом ищем стажеров через наших вузов-партнеров или размещая информацию на сайте и в соцсетях. Примерно четверть наших стажеров нашлись именно через соцсети. Часто к нам приходят и школьники, например, на экскурсии в офис или в Центр цифрового лидерства, а еще у нас проводят занятия школа программирования Coddy и курсы для детей KinderMBA. С этого года мы сотрудничаем с ВДЦ «Орленок». 

В современном мире все строится на технологиях, и развивать их дальше, чтобы сделать жизнь еще более комфортной, безопасной и долгой, предстоит как раз нашим детям. А гаджеты и компьютеры – это лишь инструменты. Естественно, нужен здоровый подход, не очень полезно сидеть за ноутбуком целый день, нужно учиться коммуницировать с другими людьми, познавать мир не только через экран, наслаждаться творчеством, успевать заниматься спортом.

Я вижу на примере собственных детей, что сейчас есть и обратный тренд – снижение процента онлайна, интерес к «ламповым технологиям» прошлого – пластинкам и т.д.

Максим Гусев, Москва, участник проекта «Умный спорткомплекс»:

«Сейчас технологии вытесняют людей. Это плохо, но мы ничего не можем с этим поделать. Если говорить про образование, то я считаю, что сперва нужно получать техническое, так как потом с ним ты можешь пойти и в гуманитарные науки – и будешь глубже разбираться в процессах, расширишь математическое мышление, которое будет конкурентным преимуществом. Я хочу поступать или в МИФИ, или в МГУ на ВМК. Знаю, что там тяжело учиться. Еще мне нравятся информационные технологии. В МИФИ есть интересная программа для медицинских физиков, которые вместе с биологами и химиками разрабатывают программы фотонной терапии для онкологических больных». 

Как стать медфизиком? Рассказывает Юлия Федорова,  директор Международной школы «Медицина будущего» Сеченовского университета, эксперт форума БИОТЕХМЕД:

В России зарегистрировано более 3,5 млн онкологических больных. Каждый год заболевает еще полмиллиона человек, сто тысяч из них не доживает до конца года. Такие методы лечения, как хирургия, химиотерапия, традиционная лучевая терапия, дорогие и недостаточно эффективные. Обнаружить рак на ранней стадии помогают ПЭТ- и КТ-исследования, а лечить – протонная терапия и другие высокотехнологичные методы. Этим всем и занимаются медицинские физики. 

Количество медицинских физиков обычно соответствует уровню оснащения клиники: если уровень нулевой и используются простейшие технологии лечения, то в этих специалистах нет нужды. Но если есть сложная аппаратура, то без них не обойтись. Медицинские физики, в отличие от инженеров, не только обслуживают оборудование, но и вместе с врачами участвуют в работе с пациентами. Например, при лучевой терапии именно они отвечают за точность подведения лечебной дозы радиации к опухоли.

Онкологическим центрам и клиникам России в настоящее время необходимо около полутора тысяч медицинских физиков. Сейчас их насчитывается порядка 250. К 2025 году потребность возрастет до 6-8 тысяч. Зарплаты в этой области – от 30 и до 120 тысяч рублей. 

Медфизик должен разбираться не только в ядерной физике, но и в целом сплаве наук, на стыке которых работает, а главное – в медицинском приложении своей профессии. Еще он должен обладать навыками работы с оборудованием, уметь рассчитывать дозы облучения для диагностики и лечения, обеспечивать радиационную защиту пациента, всего персонала и окружающей среды. Кроме того, он должен быть психологически вынослив, чтобы работать в том числе с тяжелобольными людьми.

Прежде чем физик научится выполнять сложные измерительные и расчетные операции на современном оборудовании, ему придется пройти несколько уровней подготовки в клинике — от нулевого до пятого, что в среднем займет от 5 до 10 лет. Речь идет о послевузовской подготовке. Только к тому времени специалист сможет работать на самой сложной технике.

Источник