УЧЕНЫЕ ПЕРМСКОГО ПОЛИТЕХА РАЗРАБОТАЛИ «НАВИГАТОР» ДЛЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН

Ученые Пермского Политеха создали «навигатор» для бурения нефтяных скважин. Система на основе оптоволоконных гироскопов будет автоматически контролировать направление бурения без остановки работы и повысит его точность. Технология позволит значительно сократить стоимость оборудования для строительства скважин. У нее нет аналогов в России и в мире.

Исследование разработчики провели при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. 

— Сейчас при строительстве «сложных» скважин применяют роторные управляемые системы. Они позволяют контролировать и изменять направление бурения, не останавливая работу. Чтобы определить, где находится долото, специалисты используют телеметрические системы. Волоконно-оптические гироскопы – самые точные и высокотехнологичные датчики для этого оборудования. Мы разработали «навигатор» для прокладывания скважин на основе твердотельных гироскопов, — рассказывает доцент кафедры нефтегазовых технологий Пермского Политеха, кандидат технических наук Александр Мелехин.

Условия добычи запасов «черного золота» становятся более сложными, поэтому требования к точности бурения нефтяных скважин тоже возрастают. По словам ученых, датчики, расположенные в телеметрической системе, играют в этом процессе роль подземных «навигаторов». Они помогают контролировать направление оси скважины и перегибов, которые могут усложнить ее бурение и использование в будущем. 

Оптоволоконные гироскопы в последнее время наиболее перспективны, считают разработчики. Они достаточно компактны, могут работать в условиях больших перегрузок, обеспечивают высокую точность измерений и долго служат, при этом стоят не дороже аналогов «прошлого поколения». В отличие от них, новые датчики считывают не магнитное поле Земли, а гравитацию. Это позволит нефтедобывающим предприятиям отказаться от применения дорогостоящего оборудования – немагнитных утяжеленных бурильных труб. Разработка поможет сократить расстояние от долота до измерительного блока для получения более оперативных данных.

— Мы провели исследования экспериментального образца нашей навигационной системы на основе волоконно-оптического гироскопа. 24 замера под разными углами скважины показали, что гироскопы обладают всеми необходимыми характеристиками по точности, — поясняет ученый.

Источник