Корабелка продемонстрировала 3D-печатный гребной винт

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ, Корабелка) принимает участие в международной выставке и конференции «Нева-2019». Делегация Корабелки демонстрирует напечатанный на 3D-принтере винт, выполненный по собственной технологии прямого лазерного выращивания.

Международная выставка и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «Нева-2019» проходит с 17 по 20 сентября в петербургском выставочном центре «Экспофорум». Участие принимают 643 компании, в том числе 243 зарубежных предприятия. Представители Корабелки демонстрируют возможности промышленного 3D-принтера собственной разработки.  

Один из ключевых экспонатов на стенде Объединенной судостроительной корпорации — гребной винт рулевой колонки, напечатанный по технологии прямого лазерного выращивания с использованием металлических порошков. Разработкой технологии занимается команда ученых Института лазерных и сварочных технологий под руководством директора института и ректора СПбГМТУ Глеба Туричина. Благодаря использованию технологий 3D-печати массу винта удалось снизить на 25%, что объясняется наличием внутренних полостей.

3D-печатные винты уже не просто входят в моду, но и вызывают споры о первенстве. Так, в декабре 2017 года получил сертификат типа 3D-печатный винт, изготовленный по заказу нидерландской компании Damen Shipyards, но насколько известно редакции 3Dtoday, этот винт имеет монолитную структуру. Спустя полгода французский кораблестроительный концерн Naval Group продемонстрировал якобы первый образец полой лопасти гребного винта. Специалисты ИЛиСТ, со своей стороны, утверждают, что печатали подобные изделия еще до французов.

«Обычно первенство в разработке новых технологий и изготовлении новой продукции подтверждается патентами. С юридической точки зрения утверждение, которое содержится в упомянутой выше публикации, может быть легко оспорено. Информация и фотоотчеты с международных выставок «Металлообработка-2018» и «Иннопром-2018» подтверждают тот факт, что у нас модель винта с полыми лопастями была изготовлена еще в прошлом году», — прокомментировал изданию Sudostroenie заместитель директора по научной и проектной деятельности ИЛиСТ Евгений Земляков.

Заодно стоит уточнить, что голландские и французские коллеги используют технологию 3D-печати методом плазменно-дуговой сварки металлической проволоки (WAAM), тогда как Корабелка совершенствует технологию лазерного выращивания металлических изделий из напыляемых порошков. Как бы там ни было, спрос на технологию есть. Наработки команды Глеба Туричина планируется использовать не только в судостроении и ремонте кораблей, но и в авиационной двигателестроительной промышленности. С мая прошлого года одна из установок находится в опытной эксплуатации на ПАО «Кузнецов» — предприятии государственной корпорации «Ростех» по производству и техническому обслуживанию ракетных и авиационных силовых установок. На недавно завершившемся авиасалоне «МАКС-2019» СПбГМТУ и НИТУ «МИСиС» продемонстрировали первую в мире крупногабаритную 3D-печатную деталь авиационного двигателя из титанового сплава.

Источник