В Уральском НОЦе разрабатывают радар для беспилотного транспорта

На Урале полным ходом идут работы по созданию высокочастотного радара для автоматического управления беспилотными транспортными средствами. Это один из ключевых проектов Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».

Проект основан на опыте специалистов АО «НПО автоматики» по созданию систем управления беспилотными транспортными средствами и систем интеллектуального земледелия, а также компетенциях ученых Уральского федерального университета в области проектирования и моделирования близкорасположенных малоразмерных элементов миниатюрных структур, отдельных излучателей и антенных решеток для высокочастотных элементов и устройств. Кроме того, были востребованы такие навыки, как проведение измерений частотных и полевых параметров, испытания на электромагнитную совместимость. Пригодился и опыт разработки аппаратных решений для цифровой обработки сигналов на основе микросхем с перепрограммируемой логикой и специализированных микросхем.

«Радиолокационные сенсоры миллиметрового диапазона (радары) предназначены для обнаружения объектов и определения их удаленности, относительной скорости и угловых координат, — говорит директор физико-технологического института УрФУ Владимир Иванов. — Выбор миллиметрового диапазона радиоволн предоставляет фундаментальную возможность достигнуть заданной точности измерения дальности до объекта, но при этом проникать через такие материалы, как одежда, пластик, гипсокартон. Технология помехоустойчива и к неблагоприятным погодным явлениям — дождю, снегу, туману и пылевым облакам. Также снижаются массогабаритные характеристики изделий. В работе участвуют сотрудники ФТИ и института радиоэлектроники и информационных технологий — РтФ».

Применение СВЧ-радаров ближнего радиуса является критически важным в системах помощи водителям промышленной и сельскохозяйственной техники. Дело в том, что такая техника имеет большое количество необозреваемых из водительской кабины зон, перекрытие которых радарами позволяет добиться безопасного и безаварийного вождения путем своевременного информирования пилотирующей системы или водителя о присутствии опасных препятствий в зоне локации радара. Использование радаров для решения этой задачи обосновано тем, что они сочетают в себе высокую вероятность обнаружения препятствий на соответствующей дальности с предоставлением дополнительной информации о радиоэлектронном профиле, скорости и угловой координате объекта, что позволяет головной системе идентифицировать ее тип.

Итогом проекта должно стать создание радаров ближнего и дальнего радиуса действия для применения в системах интеллектуальной помощи водителям (в т. ч. промышленной техники) и системах интеллектуального земледелия, что соответствует приоритетам стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Реализация проекта поможет ликвидировать зависимость российских разработчиков интеллектуальных систем от импортных комплектующих за счет создания линейки отечественных изделий. В случае успешного завершения НИОКТР и достижении запланированных технических характеристик будет получена конкурентоспособная продукция, легко адаптируемая своими техническими параметрами к комплексным решениям НПО автоматики. Например, можно будет создавать комплексные системы управления автономным комплексом грузоперевозок, повышать производительность промышленной карьерной техники за счет внедрения систем управления с автоматическими и полуавтоматическими режимами работы, внедрять перспективные прогрессивные ресурсосберегающие агротехнологии, снижающие затраты на производство урожая (топливо, материалы), улучшающие экологические характеристики и повышающие безопасность сельскохозяйственного производства).

Высокотехнологичное производство планируется запустить в Екатеринбурге на базе НПО автоматики.

Источник

Фото: ThisisEngineering RAEng / unsplash